17.09.2025 — ВСОШ Школьный этап по Русскому языку: задания и ответы для 77 региона
Авторские решения к этой работе доступны для покупки на нашем сайте:
Сегодня рассмотрим задания и решения по Русскому языку для 4–11 классов:
Навигация
4 класс
Задание 1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Дан список слов, каждое из которых является исторически однокоренным к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
усыпальница
простуда
холодильник
природа
воздухоплавание
степень
Ответы:
наступил — степень
роща — природа
дохнул — воздухоплавание
хлад — холодильник
застыл — простуда
уснувшие — усыпальница
Прочитайте текст и выполните задание.
Женщины спешат по мокрому тротуару. Их лёгкие пальто уже совсем промокли. Листья, которые срывают с деревьев порывы ветра, кружатся в воздухе осенним вихрем. Природа постепенно засыпает. И только воспомина¬ния об ушедших летних днях всё ещё яркие, словно цветные картинки в альбоме. Каждый из прохожих мечтает о горячем чае и торопится скрыться от этой промозглой погоды. Здания очень мрачные в такой дождливый день. Небо затянуто свинцовыми тучами, и солнца не видно даже в просветах.
Один ученик решил выписывать из текста в таблицу грамматические основы предложений, но только такие, в которых оба главных члена предложения стоят в форме множественного числа. В результате у него получилась такая таблица.

Задание 2. Найдите ошибку в графе «Сказуемое» таблицы, исправьте её и напишите верное слово
Задание 3. Заполните пропуски (1) и (2) грамматической основой из 2-го предложения (выделено в тексте)

Представьте, что существует агентство, которое рекламирует части речи. Прочитайте текст одной такой рекламы и выполните задания.
Вы стесняетесь своих названий, имён, должностей? Не переживайте: анонимность – наш конёк! Мы сумеем рассказать о Вашем количестве, лице, роде и падеже, не называя Вас по имени. Мы можем говорить о Вас весь день, не повторяясь, и уважительно отнестись к Вашей персоне, а к Вашим соперникам – не очень. Используйте нас чаще, Ваши __________
Задание 4. Название какой части речи пропущено в конце текста?
существительные
прилагательные
местоимения
числительные
глаголы
наречия
Ответ: местоимения
Задание 5. В тексте употреблено существительное Х, в котором исторически выделяется корень греческого происхождения со значением «имя». Этот же корень мы встречаем в целом ряде лингвистических терминов
Какое слово является словом Х?

Задание 6. Соотнесите термины, содержащие искомый корень, с их значениями

Задание 7. Какое слово из текста исторически родственно порядковому числительному (это такие числительные, которые называют порядок предметов при счёте: первый, пятый, десятый…)?

Задание 8. Найдите среди перечисленных персонажей мультфильма такие имена, которые образованы при помощи суффикса от существующих в русском языке слов.
Лунтик
Генерал Шер
Шнюк
Пчелёнок
Вупсень
Баба Капа
Ответ: лунтик, пчеленок
Задание 9. Запишите в начальной форме слова, от которых они образованы.
Ответ: луна, пчела
Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово.
Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4.
Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.

Задание 10. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.

Задание 11. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.

Задание 12. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И

Задание 13. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М

Задание 14. В русском языке есть прилагательные, обозначающие некоторый признак, который условно можно расположить на шкале «больше – меньше». Какое грамматическое свойство следует из значения таких прилагательных?
Возможность обозначать принадлежность какому-то лицу.
Наличие краткой формы.
Возможность образовывать существительные, называющие качества, например «смелость, злость».
Наличие степеней сравнения.
Задание 15. При этом шкала «больше – меньше» может быть разной. Существует «норма» – это среднее значение признака, а есть «полюса»: шкала идёт от нормы в обе стороны – большого полюса и малого полюса в зависимости от значения слов, которые выражают степень признака.
Соотнесите каждый тип шкалы с двумя примерами-иллюстрациями.

Задание 18. Помогите ученикам выполнить задание. Распределите следующие слова на группы.


5-6 класс
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Задание 1. Дан список из девяти слов, шесть из которых являются исторически однокоренными к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.

Ответ: Краса — воскресение, пышное — пухлый, природы — ростовщик, золото — желтизна, дыхание — отдушина, покрыты — сокровище
Осенний лес был удивительно красивый. Золотые листья шуршали под ногами. Яркое солнце пробивалось сквозь высокие деревья. Прохладный ветер нёс лёгкие потоки свежего воздуха. Маленькая речка тихо журчала, убегая вдаль. Пушистые облака медленно плыли по голубому небу. Безмятежная тишина царила вокруг. Эти невероятные моменты покоя прерывали своими голосами только редкие птицы. В такие минуты вспоминаешь, как природная красота вдохновляет человека.
Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где главное слово является существительным, а зависимое – прилагательным и они оба стоят в именительном падеже.
В результате у него получилась такая таблица.

Задание 2. Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк

Задание 3. Заполните пропуски (1) и (2) подходящим словосочетанием из ТОГО ЖЕ текста.


Задание 4. Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сериала»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов
Ответ: 3 слога
Задание 5. Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сентябрь»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов
Ответ: 2 слога
Задание 6. Какое слово из текста исторически родственно числительному «семь»?
сменил
лист
слетев
осень
снова
сезон
сериала
сентябрь
старенький
Ответ: сентябрь
Задание 7. Ознакомьтесь со статьёй из этимологического словаря Н. М. Шанского.
Сезо́н. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где saison восходит к лат. satio, sationis «сев, время сева», суф. производному от satare «сеять». См. однокорневое сеять.
Первоначально слово «сезон» означало только одно время года. Какое?
зима
весна
лето
осень
Ответ: весна
Задание 8. Какое из слов исторически родственно названию одной из букв кириллицы?
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь
Задание 9. Какое из слов второго четверостишия в начальной форме имеет омофон? Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь
Ответ: букварь
Задание 10. Какое из слов исторически родственно слову «конец»?
сменил
кленовый
лениво
школу
начинается
жизни
повторится
задачи
Ответ: начинается
Рассмотрите слова старуха, засуха, Петруха, голодуха, медовуха, бытовуха, братуха. Подумайте, как они были образованы
Задание 11. Выберите слово, которое образовано отличным от других способом.
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха
Задание 12. Все слова, кроме выбранного вами в задании а), образованы с помощью одного и того же элемента, но в разном значении. Выберите те слова, у которых в словарях будет помета прост. (просторечное) или разг.(разговорное).
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха
Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4.
Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.

Задание 13. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.

Задание 14. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.

Задание 15. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И.

Задание 16. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М.

В одном из вхождений в Национальном корпусе русского языка встречаем:
Может, пятижды, если первая в очереди, да год високосный. [Герман Садулаев. Таблетка (2008)]
Задание 17. Укажите основу, от которой образовано выделенное слово.
Задание 18. Какой словообразовательный элемент был добавлен к основе?
Задание 19. Запишите наречие Х, образованное по той же модели и с наименьшим числовым значением.
Задание 20. В отличие от всех остальных подобных наречий, Х может иметь ещё одно значение. Назовите это значение с помощью наречия:
много раз
далеко
когда-то
невзначай
7-8 класс
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Задание 1. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.
Слово (1) Общепринятый порядок, традиция, ритуал (сущ. м. р., 6 букв)
Ответ: Обычай
Задание 2. Слово(2) Такой обычно является басня, таким может быть рассказ, притча, ситуация, событие, пример (прилагательное, 12 букв)
Ответ: Поучительный
Задание 3. Слово(3) Система знаний из какой-то сферы деятельности (сущ. ж. р., 5 букв)
Ответ: Навык
Задание 4. Слово (4) Исключительный, невероятный, выдающийся (талант, событие) (прилагательное, 11 букв)
Ответ: Необычайный
Задание 5. Слово (5) Притерпеться, приспособиться (приставочный глагол совершенного вида, 10 букв)
Ответ: Свыкнуться
Задание 6. Слово (6) Книга для школьника или студента (сущ. м. р.)
Ответ: Учебник
Задание 7. Выберите исходное слово из текста.
обыкновенно
дитя
откровенно
годовых
тщеславный
своенравной
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепи¬ано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.
Задание 8. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.
Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.


Задание 9. Заполните пропуски (1), (2) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.
Задание 10. Заполните пропуски (3), (4)
Прочитайте текст и выполните задания.
И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…
Задание 11. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?
мена звуков (изменение звуков в зависимости от их позиции в слове).
оглушение согласных на конце
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
Задание 12. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?
оглушение согласных на конце
мена звуков
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
Задание 13. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.

Задание 14. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?

Задание 15. тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y.
Отметьте слово, которое является словом Х.

9-10 класс
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Задание 1. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
Слово (1) Совершаемый в зависимости от обстоятельств, не добровольный (11 букв)
Ответ: вынужденный
Задание 2. Слово (2) Докучать, ныть (глагол несов. в. II спр.)
Ответ: нудеть
Задание 3. Слово (3) в роли сказ.: необходимо, требуется, надо (в корне согласный восточнославянского происхождения)
Ответ: нужно
Задание 4. Слово (4) Очень тягомотный и надоедливый человек (разг.– сниж. сущ.)
Ответ: нудный
Задание 5. Слово (5) Бесприставочный возвратный глагол I спряжения с южнославян¬ским сочетанием согласных в корне
Ответ: нуждаться
Задание 6. Слово (6) Заставлять что-либо сделать
Ответ: принуждать
Задание 7. Выберите исходное слово из текста.
ненужный
полезен
привычкам
чредой
счастлив
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Осенний парк казался невероятно живописным, (2) через пару дней он весь будет окрашен в багряные и золотые тона, (3) но уже сейчас мы не могли налюбоваться этой красотой, медленно прогуливаясь по усыпанным листьями дорожкам. (4) Осень уже почти одержала победу над уходящим летом. (5) Солнце, пробиваясь сквозь кроны деревьев, бросало причудливые тени на землю. (6) Можно подумать, (7) что мы оказались героями сказки. (8) Я попросил друга подержать мои вещи: (9) сфотографировать бы всю природу вокруг!
Один ученик решил выписывать в таблицу сказуемые разных видов из каждого предложения. Но его младший брат решил, что всё сделано неправильно и зачеркнул некоторые слова. В результате исправлений, внесённых братом, получилась такая таблица

Задание 8-10. Восстановите правильный вариант там, где это необходимо. Запишите в поле ответа только то слово, которое необходимо добавить.
Задание 17. На основе выполненного задания сгруппируйте примеры по виду сказуемого.

Задание 18. составьте именное сказуемое
Задание 19. составьте глагольное сказуемое
Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 20. Какой фонетический процесс отражён в написании «ис сѣнницы»?
ассимиляция по звонкости
редукция гласных
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
оглушение согласных на конце
мена звуков
Задание 21. Какой фонетический процесс отражён в написании «кармить»?
редукция гласных
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
оглушение согласных на конце
мена звуков
Задание 22. Как можно перевести слово «вѣдреной» в рассматриваемом тексте?
дрянной
дождливый
прохладный
погожий
ветреный
влажный
Задание 23. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.

Задание 24. Выпишите из текста слово, исторически родственное словам «детектив» и «тога». Выписывайте в той же форме, в которой слово употреблено в тексте (без служебных частей речи)
Задание 25. Выпишите из текста слово, употреблённое в значении «использовать, употребить». Выписывайте в той же форме, в которой слово употреблено в тексте (без служебных частей речи).
Задание 26. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y называет знак препинания, а словом Z может обозначать и человека, и небесное тело.
Выпишите слово Х в той же форме, в которой слово употреблено в тексте.
Задание 27. Запишите слово Y в начальной форме.
Задание 28. Запишите слово Z в начальной форме
Задание 29. Даны слова с общей финалью: чепец, палец, холодец, конец, боец, перец. В каком(-их) из этих слов всё ещё выделяется суффикс -ец?
чепец
палец
холодец
конец
боец
перец
11 класс
Прочитайте текст, выполните задания к нему
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
А.С. Пушкин «Осень». Отрывок
Задание 1. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
Слово(1) Оправданный, обоснованный, объективно существующий (двухкорневое прилагательное)
Ответ: закономерный
Задание 2. Слово (2) Дитя (сущ. ср. р., 4 буквы; корневой согласный не такой, как в слове (1))
Ответ: чадо
Задание 3. Слово (3) Соцветие на оси или уже такой плод (сущ. м. р., 7 букв, в историческом корне такой же согласный, как и в слове (2))
Ответ: початок
Задание 4. Слово (4) Существующий с незапамятных времён, извечный
Ответ: исконный
Задание 5. Слово (5) Таким может быть период, этап, образование, школа
Ответ: начальный
Задание 6. Слово (6) Тот, кто побуждал других что-то сделать или сам это первый сделал (обычно неблаговидное) (сущ. м. р. с суффиксом деятеля, 8 букв)
Ответ: зачинщик
Задание 7. Выберите исходное слово из текста.
воображеньем
пробуждается
стесняется
излиться
наконец
незримый
знакомцы
плоды
Прочитайте текст и выполните задания
Один лингвист решил записывать определённые данные о предложениях из текста.
В результате у него получилось следующее:
- комбинация 2Н встретилась 2 раза.
- комбинация 1П встретилась 4 раза;
- комбинация 2П встретилась 3 раза;
- комбинация 1Н встретилась 1 раз;
(1) Вечереет. (2) Сегодня раньше, чем вчера. (3) За окном зажигаются фонари, отбрасывая мягкий свет на мокрый асфальт. (4) На улицах суетятся, укрываются от накрапывающего дождя под зонтами. (5) Холодно. (6) Слева и справа – огоньки в домах. (7) Кто-то ждёт. (8) Наверное, готовит вкусный ужин. (9) В кафе играет тихая музыка, создавая атмосферу спокойствия и расслабленности. (10) Хочется зайти домой, согреться, выпить чашку горячего кофе и забыть о суете и проблемах.
Задание 8. Расшифруйте, что обозначают 1 и 2 в таблице лингвиста.
Задание 9. Расшифруйте, что обозначают Н и П в таблице лингвиста.
Задание 10. Какое предложение получило обозначение 1Н?
Задание 11. Какие предложения получили обозначение 2Н?

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 12. Какой фонетический процесс отражён в написании «сапаги»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Задание 13. Какой фонетический процесс отражён в написании «невѣске»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Задание 14. Что обозначают слова «камчато», «тафтяно», «изуфрено», «зенденинное», «сукняное», «сермяжно»?
Виды верхней одежды
Типы ситуаций, в которых используется та или иная одежда
Способы выкройки
Виды ткани, материала
Задание 15. Какому слову исторически родственно слово «платно»?
полотно
(царские) палаты
план
планка
Задание 16. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.


Задание 17. Каким современным наречием можно предельно точно перевести выражение «в три дороги» в рассматриваемом тексте?
Задание 18. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y называет мясной продукт, а слово Z – собирательное существительное, называющее разные тряпки и лоскуты ткани.
Выпишите слово Х в той же форме, в которой слово употреблено в тексте.
Задание 19. Запишите слово Y в начальной форме.
Задание 20. Запишите слово Z в начальной форме.
Часть ответов по ВсОШ публикуется бесплатно в нашем Telegram-канале: @shcolaotvet