Школьные работы

Школьный этап ВсОШ по Биологии (50 регион) 9-11 класс 22.09.2025

Олимпиады ВсОШ
22.09.2025 — ВСОШ Школьный этап по Биологии: задания и ответы для 50 региона
Авторские решения к этой работе доступны для покупки на нашем сайте:

Рассмотрим задания и ответы по Биологии для 5–11 классов:
Навигация

9 класс

Задание 1. А нефть точно разлагается?
На рисунке изображена схема эксперимента с образцами горячих источников, в которых производили поиск углеводородокисляющих микроорганизмов. Поиск увенчался успехом и теперь эксперимент можно расширять и продолжать исследования дальше.
Многоступенчатый эксперимент затронул множество различных методов, что характерно для направлений современной науки, которая находится на стыке биологии, химии, математики и физики.
Выберите, какие методы НЕ использовались в данном исследовании исключительно на основании приведенной схемы:
  • молекулярные методы
  • методы химического анализа на хроматографе
  • анализ геномов
  • методы получения культур на питательных средах
Задание 2. Звездное небо
Какое систематическое положение может занимать объект на микрофотографии? Размерная шкала приведена в микрометрах.
  • вирус
  • эукариот
  • прокариот
  • прион
Задание 3. Богатый внутренний мир
На микрофотографии водоросли белое пятно, обозначенное цифрой 1, является:
  • ядром
  • скоплением фермента для фотосинтеза
  • зерном гликогена
  • липидной каплей
Задание 4. Антибиотикорезистентность
Антибиотикорезистентность — одна из главных проблем нашего века, так как бесконтрольное употребление антибиотиков и самолечение ими приводит к приобретению бактериями устойчивости к ним. Выберите, на какой микроорганизм антибиотики не подействуют:
  • стрептомицеты
  • кишечная палочка
  • пеницилл
  • бифидобактерии
Задание 5. Рост побега
Какой тип почки обеспечивает симподиальное нарастание побега высших растений?
  • верхушечная почка
  • боковая почка
  • придаточная почка
  • почка возобновления
Задание 6. Загадочный вырост
На фотографии показан побег листопадного кустарника родом из Средиземноморья. Стрелкой отмечена структура, представляющая собой:
  • остаток черешка листа
  • видоизменённые прилистники
  • шип
  • вырост эпидермиса
Задание 7. Кружевная салфетка
Выберите, срез какого осевого органа растения и какой систематической группы высших растений представлен на фотографии.
  • стебель однодольного растения
  • стебель голосеменного растения
  • стебель двудольного растения с вторичным утолщением
  • стебель двудольного растения с первичным утолщением
Задание 8. Рассмотрим кружево
Какие структуры отмечены стрелками на фотографии среза?
  • слизевые ходы
  • воздухоносные полости
  • смоляные ходы
  • вместилища масел
Задание 9. Ротовые аппараты насекомых
Ротовой аппарат у насекомых весьма разнообразен. Существуют такие типы ротовых аппаратов как грызущий, колюще-сосущий, лижущий и другие. Однако часть насекомых в виду особенностей развития на стадии имаго не имеют ротовых аппаратов или ротовой аппарат сильно редуцирован и являются афагами. Выберите такого представителя насекомых среди нижепредставленных:
  • обыкновенная златоглазка (отряд Neuroptera)
  • зелёная яблонная тля (отряд Hemiptera)
  • обыкновенная подёнка (отряд Ephemeroptera)
  • винный бражник (отряд Lepidoptera)
Задание 10. Медузы
Сцифоидные медузы — морские организмы. Всего насчитывают около 200 видов сцифоидных медуз. В ходе жизненного цикла происходит чередование половой (медуза) и бесполой (полип) стадий. Иногда сцифомедузы достигают огромных размеров. Выберите какой признак НЕ характерен для данной группы организмов:
  • имеют мезоглею, студенистое образование между слоями внутренних и внешних стенок тела
  • имеют специальные образования в клетках — стрекательные капсулы (книдоциты, стрекательные клетки)
  • в ходе жизненного цикла претерпевают процесс стробиляции
  • в жизненном цикле присутствует личинка — планула
Задание 11. Перед вами две микрофотографии: сперматозоиды морской свинки и зооспоры хитридиомицета. Какой ультраструктурный признак свидетельствует о родстве групп, к которым относятся эти организмы?
  • наличие хитиновой клеточной стенки
  • способность к фагоцитозу
  • наличие митохондрий с трубчатыми кристами
  • задний жгутик
Задание 12. Перед вами Обыкновенная медянка. Что является ее основной пищей?
  • насекомые
  • мелкие млекопитающие и птицы
  • земноводные
  • ящерицы
Задание 13. Ареал какого живущего сейчас животного представлен на рисунке?
  • австралийская ехидна (Tachyglossus aculeatus)
  • сумчатый волк (Thylacinus cynocephalus)
  • тасманийский дьявол (Sarcophilus harrisii)
  • утконос (Ornithorhynchus anatinus)
Задание 14. При нарушении функции комплекса Гольджи в цитоплазме может наблюдаться повышенное содержание гидролитических ферментов, которые могут повреждать клеточное содержимое. Почему?
  • Останавливается фотосинтез и клетка голодает.
  • Клетка теряет способность к синтезу белка.
  • Клетка теряет способность обезвреживать токсины.
  • Нарушается формирование лизосом.
Задание 15. Амебоидное движение – это характерный тип передвижения клеток, свойственный многим простейшим и некоторым клеткам многоклеточных организмов (например, лейкоцитам).
Среди предложенных вариантов, выберите то воздействие, которое непосредственно нарушит способность клетки к амебоидному движению.
  • Подавление экспрессии белков клеточной адгезии – кадгеринов.
  • Нокаут (“отключение”) гена десмоплакина – основного компонента десмосом.
  • Нарушение полимеризации микротрубочек под действием колхицина.
  • Ингибирование полимеризации актиновых филаментов.
Задание 16. На фотографии схематично представлен поперечный срез спинного мозга. Выберите верное утверждение для структуры, обозначенной буквой А:
  • Буквой А обозначен передний рог, в нём локализуются тела двигательных (эфферентных) нейронов.
  • Буквой А обозначен передний рог, в нем локализуются тела чувствительных (афферентных) нейронов.
  • Буквой А обозначен задний рог, в нём локализуются тела двигательных (эфферентных) нейронов.
  • Буквой А обозначен задний рог, в нём локализуются тела чувствительных (афферентных) нейронов.
Задание 17. Гриша проходит медицинское обследование перед поездкой в летний лагерь, чтобы получить справку о хорошем здоровье. Врач вклеил в медицинскую карту результаты исследования, где было изображено графика. Что иллюстрирует верхний график?
  • электроэнцефалограмму
  • электрокардиограмму
  • миограмму
  • фонокардиограмму

10 класс

Задание 1. Кто я?
На изображении представлена схематичная, сильно упрощённая эволюционная схема происхождения основных доменов живых организмов: бактерий, архей и эукариот. В её основе — идея о существовании общего предка всего живого, обозначенного как LUCA (Last Universal Common Ancestor, последний универсальный общий предок), от которого более 3,5 миллиардов лет назад произошли все современные формы жизни. Схема отражает современную трёхдоменную идею об организации живого мира: от LUCA отделяются три основные ветви: бактерии, археи и эукариоты. На схеме стрелками указаны два ключевых события в эволюционной истории эукариот.
Какое событие показано цифрой 1?
  • возникновение многоклеточности
  • возникновение подвижности
  • возникновение митохондрий
  • возникновение пластид
Задание 2. Шедевр биологического искусства
Перед Вами фотография, полученная методом трансмиссионной электронной микроскопии. Внимательно рассмотрите микрофотографию и определите, что НЕЛЬЗЯ увидеть на ней.
  • рибосомы
  • ядрышко
  • шероховатый ЭПР
  • кристы митохондрий
Задание 3. Беговая дорожка в биологии
Тредмиллинг (Treadmilling) — это динамический процесс, при котором структурные единицы некоторого компонента клетки добавляются преимущественно на одном конце и удаляются с другого конца с примерно одинаковой скоростью. Выберите, какой компонент клетки, схематично изображённый на рисунке, вовлечён в данный процесс.
  • мономеры цитоскелетных элементов
  • мономеры олигосахаридов гликокаликса
  • мономеры нуклеиновых кислот
  • липиды клеточной мембраны
Задание 4. Неизвестный орган
На фотографии представлен срез органа Х. Известно, что это периферический орган эндокринной системы, имеющий паренхиматозное строение. Структурно-функциональной единицей органа Х является:
  • ацинус
  • долька
  • сегмент
  • фолликул
Задание 5. Жизнь — сплошной стресс
В биологической лаборатории учёные исследовали реакцию живых клеток на стресс. В качестве объектов были взяты близкородственные виды из пруда (а) и почвы (b). Под цифрами 1 зашифрован пиреноид, содержащий РубисКО — главный фермент фотосинтеза, 2 — хлоропласт, под цифрами 3–6 показаны мембранные органоиды. Водоросли а и b были лишены на некоторое время важного абиотического фактора. Выберите, какой организм сохранял наилучшие показатели жизнеспособности в ходе эксперимента?
  • водоросль b
  • эксперимент привел к летальному исходу в обоих случаях
  • водоросль а
  • эксперимент не привел к видимому изменению в клетках
Задание 6. Эльфийские туфельки
В некоторых европейских странах, например, в Германии изображённые на фотографии растения сравнивали с туфельками лесных эльфов. Определите, чем являются обозначенные стрелкой элементы.
  • чашелистиками
  • лепестками
  • краевые цветки соцветия
  • прицветниками
Задание 7. Куда без срезов!
Рассмотрите фотографию поперечного среза некоторого растительного органа, выберите НЕверное утверждение относительно его анатомического строения.
  • это лист
  • изображён коллатеральный проводящий пучок
  • присутствует как столбчатый мезофилл, так и губчатый
  • можно различить трихомы
Задание 8. Печёночный сосальщик
На изображении представлена схема жизненного цикла печёночного сосальщика (Fasciola hepatica) — типичного объекта изучения в школьном курсе биологии. На какой стадии происходит заражение промежуточного хозяина?
  • марита (половозрелая особь)
  • метацеркария
  • церкария
  • мирацидий
Задание 9. Мал, да удал
К какому отряду относится животное на фотографии?
  • отряд Хищные
  • отряд Грызуны
  • отряд Неполнозубые
  • отряд Насекомоядные
Задание 10. Законы Менделя
Второй закон Менделя — это:
  • закон расщепления признаков (закон чистоты гамет)
  • закон единообразия гибридов первого поколения
  • закон независимого наследования признаков
  • закон перекрёстного наследования признаков, сцепленных с полом
Задание 11. Если у гетерозиготной особи признак проявляется в той же форме, что и у доминантной гомозиготы, то это указывает на:
  • неполное доминирование
  • полное доминирование (доминантный признак)
  • кодоминирование
  • полное доминирование (рецессивный признак)
Задание 12. Какие химические связи образуется между комплементарными азотистыми основаниями в двойной спирали ДНК?
  • дисульфидные
  • водородные
  • ионные
  • пептидные
Задание 13. Димер какого трансмембранного белка изображен на картинке?
  • тубулин
  • каспаза 9
  • рецептор инсулина
  • гемоглобин
Задание 14. Недостаток витамина A (ретинола) в организме может привести к развитию куриной слепоты — патологического состояния, при котором ухудшается или полностью исчезает способность видеть в условиях слабого освещения. С каким конкретным нарушением связаны эти симптомы?
атрофия зрительного нерва
дисфункция родопсина из-за отсутствия необходимого кофактора
постепенное замещение палочек на колбочки в сетчатке
нарушение прозрачности роговицы
Задание 15. На картинке представлена структурная формула азотистого основания гуанина, одного из четырех оснований из которых состоит молекула ДНК. По какому принципу в нем покрашены атомы?
Синим показаны атомы, обращенные в малую бороздку ДНК, красным – в большую.
Синим показаны гидрофобная часть молекулы, красным – гидрофильная.
Синим показана ароматическая часть молекулы, красным – алифатическая.
Синим показана область молекулы, на которой сосредоточен положительный заряд, красным – отрицательный.
Задание 16. В ходе какого типа брожения образуется данная молекула?
  • маслянокислого
  • молочнокислого
  • смешанного
  • спиртового
Задание 17. При изучении физиологии растений и в сельском хозяйстве часто используется метод гидропоники — выращивание растений на искусственной водной среде (см. изображение). Выберите верное утверждение об особенностях применения этого метода.
  • Этот метод универсален — он подходит для выращивания любого растения.
  • Для разных видов растений требуется подбирать свой оптимальный состав растворяемых в воде минеральных веществ.
  • Растения можно выращивать на чистой дистиллированной воде, чтобы их корни были чистыми, что полезно при промышленном выращивании.
  • Этот метод подходит только для выращивания водных растений.

11 класс

Задание 1. Кто я?
На изображении представлена схематичная, сильно упрощённая эволюционная схема происхождения трёх доменов живых организмов: бактерий, архей и эукариот. В её основе — идея о существовании общего предка всего живого, обозначенного как LUCA (Last Universal Common Ancestor, последний универсальный общий предок), от которого более 3,5 миллиардов лет назад произошли все современные формы жизни. Рассмотрите схему и выберите верное утверждение.
  • Согласно этой схеме бактерии являются полифилетической группой, то есть в эволюционной истории не существует организма, который является предком всех бактерий, но не является предком архей или эукариот.
  • Согласно этой схеме археи являются предками эукариот.
  • Разделение эукариот на автотрофных и гетеротрофных произошло раньше, чем разделение архей и бактерий.
  • Цифрой 1 на схеме обозначен процесс возникновения митохондрий.
Задание 2. Цветная клеточка
Какой метод микроскопии наиболее вероятно использовался для получения такого изображения?
  • Сканирующий электронный микроскоп (SEM): Сканируют поверхность образца пучком электронов, создавая 3D-изображения с высоким контрастом.
  • Рентгеновский микроскоп: использует электромагнитное излучение в рентгеновском диапазоне для создания изображений, позволяя визуализировать объекты, размеры которых сопоставимы с длиной рентгеновской волны.
  • Флуоресцентный микроскоп: использует флуоресцентные метки. Позволяет получать информацию о локализации и динамике флуорофоров.
  • Стереомикроскоп – обеспечивает сравнительно небольшое увеличение (до 40 крат), зато позволяет наблюдать поверхность крупных предметов.
Задание 3. Динамичная клетка
Перед вами фундаментальный процесс, необходимый для многих аспектов жизни клетки. Рассмотрите рисунок и определите, что за процесс на нём изображён.
  • формирование аутолизосомы
  • кавеолин-опосредованный эндоцитоз
  • экзоцитоз
  • клатрин-опосредованный эндоцитоз
Задание 4. Сложные термины
Фазовое разделение жидкость-жидкость (LLPS) — это особая форма фазового перехода, при которой один гомогенный раствор самопроизвольно разделяется на две отдельные несмешивающиеся жидкости (простейший пример — капля масла в воде). Оказывается, в основе клеточной компартментализации может лежать не только разделение компартментов с помощью мембран, но и фазовое разделение жидкость-жидкость. Из перечисленных структур клетки выберите то, обособление которого происходит при помощи фазового разделения жидкость-жидкость.
  • ядрышко
  • митохондрия
  • кристаллы оксалата кальция
  • лизосома
Задание 5. Анализатор
Представленная на рисунке структура является периферическим отделом:
  • вкусового анализатора
  • зрительного анализатора
  • обонятельного анализатора
  • слухового анализатора
Задание 6. А если найду?
Перед Вами представитель класса Хвощевые (Equisetopsida). Выберите структуры, которых НЕ видно на фотографии.
  • спороносный колосок
  • чешуевидные листья
  • корневище
  • мутовчатое побеговое ветвление
Задание 7. Луговая трава, луговые цветы
Строение обозначенных на фотографии элементов растения часто является важным морфологическим признаком для определения родовой и видовой принадлежности растения. Выберите, что обозначено на фотографии стрелкой.
  • прилистники
  • листочки обёртки соцветия
  • чашелистики
  • выросты гипантия
Задание 8. Светит незнакомая звезда
Рассмотрите фотографию поперечного среза некоторого растительного органа и выберите НЕверное утверждение относительно его анатомического строения.
  • присутствует как протоксилема, так и метаксилема
  • изображён радиальный проводящий пучок
  • можно различить эндодерму с поясками Каспари
  • это стебель первичного строения
Задание 9. Вкусная метаморфоза
Представленные на схеме корнеплоды относятся к метаморфозам корня, связанным с усилением запасающей функции. Эту функцию в корнеплоде могут выполнять паренхима кортека, паренхима флоэмы или паренхима ксилемы. Проанализируйте схему и выберите верный вариант ответа.
  • Под буквой А запасание происходит преимущественно в древесной паренхиме.
  • Под буквой Б запасание происходит преимущественно в лубяной паренхиме.
  • Под буквой В представлен монокамбиальный корнеплод.
  • Под буквой В представлен поликамбиальный корнеплод.
Задание 10. Матрёшка
В пробе воды из пресного водоёма был обнаружен микроорганизм с интересными особенностями внутренней структуры. Выберите название экологического явления, примером которого может служить данная иллюстрация:
  • хищничество
  • эктопаразитизм
  • конкуренция
  • эндосимбиоз
Задание 11. По современной классификации группы Cycloneuralia, включающая нематод, и Panarthropoda, включающая членистоногих, объединяют в кладу Ecdysozoa (Линяющие).
Признаком, сближающими две эти группы являются:
  • специализированные органы газообмена
  • наличие хитинового экзоскелета
  • незамкнутая кровеносная система
  • первичноротость
Задание 12. Для какого из предложенных паразитов человек является промежуточным хозяином?
  • свиной цепень
  • ришта
  • печеночный сосальщик
  • малярийный плазмодий
Задание 13. Перед Вами маленькая птица из отряда Воробьинообразных (Passeriformes). Выберете НЕверное утверждение относительно её биологии.
  • камуфлирующее оперение
  • использование длинного жёсткого хвоста для опоры
  • питание беспозвоночными преимущественно в лесной подстилке
  • гнездование обычно в дуплах и трещинах деревьев
Задание 14. В эволюции позвоночных неоднократно происходили преобразования в скелете, например, элементы челюстной и подъязычных дуг претерпели у Костистых рыб ряд изменений, превратившись в сложный комплекс замещающих и покровных окостенений.
Выберите НЕверную пару гомологов: элемент хрящевого висцерального скелета – замещающая его кость у Костистых рыб.
  • нёбно-квадратный хрящ – квадратная кость
  • гиомандибуляре – стремечко
  • нёбно-квадратный хрящ – задняя крыловидная кость
  • меккелев хрящ – сочленовная кость
Задание 15. В эволюции позвоночных происходили преобразования не только в скелете, но в строении кровеносной системы. Проанализируйте изображённые ниже схемы и выберете НЕверное утверждение относительно строения кровеносной системы позвоночных.
  • на схеме А показано сердце Амфибий
  • на схеме Б произошла редукция левой дуги аорты
  • на схеме В в желудочке полная перегородка
  • на схеме А под цифрой 8 показана лёгочная артерия
Задание 16. Какое утверждение (закон) не относится к понятиям законам Менделя:
  • закон единообразия гибридов первого поколения
  • закон перекрёстного наследования признаков, сцепленных с полом
  • закон независимого наследования признаков
  • закон расщепления признаков (закон чистоты гамет)
Задание 17. Если у гетерозиготы проявляются сразу оба признака, то он наследуется по механизму:
  • кодоминирования
  • полного доминирования, признак рецессивный
  • полного доминирования, признак доминантный
  • неполного доминирования

Часть ответов по ВсОШ публикуется бесплатно в нашем Telegram-канале: @shcolaotvet