Школьные работы

Школьный этап ВсОШ по Биологии (50 регион) 5-8 класс 22.09.2025

Олимпиады ВсОШ
22.09.2025 — ВСОШ Школьный этап по Биологии: задания и ответы для 50 региона
Авторские решения к этой работе доступны для покупки на нашем сайте:

Рассмотрим задания и ответы по Биологии для 5–11 классов:
Навигация

5 класс

Задание 1. Лабораторная работа
Ваш дорогой друг лаборант Клеточкин пригласил вас на экскурсию в его лабораторию.
С интересом вы рассматривали оборудование — и вдруг увидели целую гору креветок.
Лаборант предложил вам вскрыть тараканов и изучить их строение.
Какой прибор вы сможете использовать для данной работы?
  • телескоп
  • микроскоп
  • бинокуляр
  • штангенциркуль
Ответ: микроскоп

Задание 2. Многогранный организм
Определите, к какой группе организмов относятся существа, обладающие следующими характеристиками:
Из некоторых представителей этой группы получают краситель сепию
Отдельные виды выделяют вещества, используемые в косметической промышленности
Многие представители употребляются в пищу
Некоторые вырабатывают пигмент кармин, применяемый для окрашивания тканей
Варианты ответа:
  • беспозвоночные животные
  • растения
  • грибы
  • позвоночные животные
Ответ: беспозвоночные животные

Задание 3. Лесная прогулка
Гуляя по лесу вместе с одноклассниками, Вы обнаружили очень необычный гриб. Чтобы разобраться, почему он так странно выглядит, Вы сделали фото и показали его преподавателю биологии.
Какой тип плодового тела у гриба, представленного на фото?
  • клейстотеций (округлые, замкнутые, имеющие сплошную оболочку)
  • нет плодового тела
  • апотеций (блюдцевидные или чашевидные)
  • перитеций (кувшиночатые или шаровидные, имеющие вверху узкое отверстие)
Ответ: апотеций (блюдцевидные или чашевидные)

Задание 4. Загадочное растение
Какое из перечисленных растений относится к тому же классу, что и изображенное на картинке:
  • алоэ
  • яснотка
  • белена
  • можжевельник
Ответ: алоэ

Задание 5. Анатомия растений
На микрофотографии представлен поперечный срез покрытосеменного растения.
Проанализируйте гистологическую структуру и определите, к какой группе растительных тканей относится ткань, обозначенная цифрой 2.
  • покровные ткани
  • механические ткани
  • образовательные ткани
  • запасающие ткани
Ответ: механические ткани

Задание 6. Трудолюбивый студент
Ученик МГУ на летней практике определял растение. Для того, чтобы пройти по ключу, ему потребовалось узнать тип соцветия.
Какой тип соцветия у растения на фото?
  • кисть
  • щиток
  • корзинка
  • колос
Задание 7. Сложная экскурсия
На экскурсии в ботаническом саду младшему брату Вашего друга Феде рассказали, почему росянка питается насекомыми. Но маленький Федя забыл ответ и теперь не может решить домашнее задание. Так почему росянка выработала хищнический способ питания?
  • из-за недостатка азота и фосфора в болотных почвах
  • Чтобы привлекать опылителей двигающимися листьями
  • для защиты от травоядных животных
  • чтобы конкурировать с другими растениями за солнечный свет
Задание 8. Хлеб всему голова
Перед написанием олимпиады, школьник в столовой взял суп и к нему 3 ломтика черного хлеба. Плоды какого злака используют для такой выпечки?
  • овёс
  • рожь
  • пшеница
  • ячмень
Задание 9. Зоологические науки
В зависимости от изучаемых объектов исследований выделяют основные разделы биологии. Например, орнитологи занимаются изучением…
  • птиц
  • млекопитающих
  • паукообразных
  • земноводных и пресмыкающихся
Задание 10. Температура тела
Лаборант Клеточкин рассказал вам о пойкилотермных животных — животных, не способных поддерживать температуру тела в узких границах. Выберите среди представленных животных пойкилотермное:
  • императорский пингвин
  • кенгуру
  • морской ангел
  • утконос
Задание 11. Лаборант Клеточкин снова перепутал надписи в своих файлах на компьютере и в папку “Млекопитающие”. Выберите, какие(-ой) организм(-ы) из представленных на фотографиях относится млекопитающим:
Задание 12. Растения и грибы — важные компоненты экосистем, но они имеют принципиальные различия. Выберите признаки, которые характерны только для растений, но не встречаются у грибов.
  • имеют настоящие корни и листья
  • размножаются с помощью подвижных зооспор
  • растут в течение всей жизни (неограниченный рост)
  • клетки лишены ядра (прокариоты)
  • поглощают питательные вещества всей поверхностью тела
Задание 13. Перед Вами изображения различных растений. Проанализируйте их морфологические особенности и выберите только те растения, которые размножаются семенами.

6 класс

Задание 1. Выберите верное утверждение. На рисунках изображены приборы и инструменты биолога. Выберите, какой из приборов не является увеличительным:
  • фотография 1
  • фотография 2
  • фотография 3
  • фотография 4
Ответ: 3

Задание 2. Супергруппы
Современная биологическая систематика выделяет крупные эволюционные ветви — супергруппы эукариот — на основе комплекса признаков. Среди них ключевую роль играют ультраструктурные особенности клеток, которые сохраняются в ходе эволюции и помогают определить родство между организмами.
Какой из перечисленных признаков является одним из основных для выделения супергрупп в современной систематике?
  • тип симметрии
  • количество ядер
  • окраска покровов
  • форма крист митохондрий
Ответ: форма крист митохондрий

Задание 3. Агар-агар
Агар-агар (или просто агар) — это смесь полисахаридов, в основном состоящая из агарозы и агаропектина. Название происходит от малайского слова agar — «желе». Этот продукт служит альтернативой желатину и широко используется в науке и пищевой промышленности. На изображении представлена структура агарозы — основного компонента агара.
Из каких организмов добывают агар?
  • динофитовые водоросли
  • красные водоросли
  • харовые водоросли
  • зелёные водоросли
Ответ: красные

Задание 4. Высшее растение
На изображении представлено высшее растение, которое является типичным представителем своей группы, встречается на всех континентах. Проанализируйте изображение и выберите верное утверждение об этом растении.
  • В жизненном цикле преобладает диплоидная стадия (гаметофит).
  • Для оплодотворения наличие воды необязательно.
  • У данного растения гаметы образуются мейозом.
  • Данное растение образует семена для размножения.
Ответ: Данное растение образует семена для размножения.

Задание 5. Трудолюбивый студент
Студент МГУ на летней практике определял растение. Для того, чтобы пройти по ключу, ему потребовалось узнать тип соцветия. Какой тип соцветия у растения на фото?
  • метёлка
  • корзинка
  • головка
  • щиток
Ответ: корзинка

Задание 6. Народная мудрость
В пословице «Белены объелся» речь идёт о ядовитом растении, вызывающем помутнение рассудка. К какому семейству относится это растение, известное своими опасными свойствами?
  • лютиковые
  • зонтичные
  • розоцветные
  • паслёновые
Задание 7. Отростки с секретом
В школьном садике ученики 6 класса наблюдали за ростом куста роз. Один из учеников заметил, что стебель розы покрыт колючками. Шипы розы образованы:
  • боковыми веточками
  • видоизменёнными листьями
  • придаточными корнями
  • выростами кожицы
Задание 8. Калейдоскоп на уроке
На уроке биологии заскучавший школьник вместо того, чтобы писать конспект, рисовал все овощи, которые мог вспомнить, на полях тетради. Когда учитель проходил мимо, то спросил: «Как ты считаешь, почему томат такой ярко-красный. Какие пигменты придают томату красный цвет?» Что стоит ответить невнимательному школьнику, чтобы не получить двойку?
  • феофитин
  • хлорофилл
  • антоциан
  • каротин
Задание 9. Систематика
Лаборант Клеточкин решил упорядочить файлы на своем рабочем ноутбуке — в первую очередь он взялся за животных. Выберите, в какую систематическую категорию объединяют семейства у животных.
  • порядок
  • отдел
  • род
  • отряд
Задание 10. Внутри простейшего
На уроке биологии ученики рассматривали под микроскопом инфузорию туфельку. Учитель обратил внимание на прозрачный пузырёк внутри клетки. Он ритмично сжимался и разжимался. Какую функцию выполняет эта вакуоль у простейших?
  • переваривание пищи
  • обеспечивает движение клетки
  • создаёт тургорное давление
  • выведение избытка воды
Задание 11. Экология видов
Лаборант Клеточкин снова придумал для вас интересное задание! Помогите ему определить, какой тип взаимоотношений между следующими организмами:
Задание 12. Вы с лаборантом Клеточкиным гуляли по парку и вдруг обнаружили грибы, растущие на фекалиях животных. Помогите Клеточкину – определите тип питания, характерный для данных грибов:
  • симбиотический
  • сапротрофный
  • автотрофный
  • паразитический
Задание 13. В данном задании несколько верных утверждений (возможно один). Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение или не выбрано верное, балл снижается.
Из приведенного списка грибов выберите ядовитые:
  • строчок осенний
  • ложный опёнок серно-жёлтый
  • бледная поганка
  • лисичка обыкновенная
  • паутинник красивейший
Задание 14. Условие: Какие(-ое) из представленных растений относятся к тому же классу, что и растение, из которого получают специю кориандр:
Задание 15. Во время полевой практики в Подмосковье студентка-биолог заметила, что её свитер весь покрыт мелкими колючими шариками. Разглядывая их под лупой, она вспомнила, что подобные приспособления помогают растениям расселяться на большие расстояния с помощью животных.
Какие из представленных на фото растений специально приспособились цепляться к шерсти животных?

7 класс

Задание 1. Знание – сила
Профессор Микроскопов изучает влияние температуры на скорость движения инфузорий. В лаборатории он поместил их в чашки Петри с водой при температуре 5°С, 20°С и 35°С, а затем измерил, сколько микрон в секунду проплывает инфузория при каждой температуре. Какой метод использовал Микроскопов в этом исследовании?
  • описание
  • эксперимент
  • моделирование
  • наблюдение
Задание 2. Супергруппы
Современная биологическая систематика выделяет крупные эволюционные ветви — супергруппы эукариот — на основе комплекса признаков. Среди них ключевую роль играют ультраструктурные особенности клеток, которые сохраняются в ходе эволюции и помогают определить родство между организмами. Какой из перечисленных признаков является одним из основных для выделения супергрупп в современной систематике?
  • строение жгутикового аппарата
  • окраска покровов
  • форма ядра
  • наличие подвижных стадий в жизненном цикле
Задание 3. Красный секрет
Читая энциклопедию, школьник узнал про “красные приливы” – явление, вызванное водорослями, при котором вода окрашивается в красный. Тогда ему стало интересно, какое вещество в клетках водорослей придаёт воде такой цвет?
  • каротин
  • хлорофилл
  • фикоэритрин
  • меланин
Задание 4. Праздничное настроение
«Мимоза» — праздничный слоёный салат, появившийся в СССР в начале 1970-х годов. Получил название из-за внешнего сходства с цветками мимозы. Выберите правильное сопоставление – какими частями растений являются данные ингредиенты мимозы.
морковь – видоизменение корня
лук репчатый – видоизменение корня
картофель – видоизменение корня
всё вышеперечисленное верно
Задание 5. Ботанические особенности
Данный цветок принадлежит к семейству…
  • крестоцветные
  • вересковые
  • агапантовые
  • мотыльковые
Задание 6. Метаморфоз
Метаморфоз — это видоизменение органа, при котором дополнительные функции преобладают над основными, что связано с адаптацией к особым условиям среды. Рассмотрите представленное изображение и определите, видоизменением какого органа является показанная структура.
  • лист
  • побег
  • цветок
  • корень
Задание 7. Трудолюбивый студент
Студент МГУ на летней практике определял растение и сделал фото. Какой тип соцветия у растения на фото?
  • колос
  • початок
  • головка
  • кисть
Задание 8. Опасная красота
Однажды выпускник Взлета гулял по парку и увидел очень красивое растение. С помощью онлайн приложения он определил, что это тис ягодный. Рядом он увидел предупреждение об опасности — растение оказалось ядовитым. Какая часть тиса ягодного НЕ является ядовитой?
Задание 9. Дюймовочка
“Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее и полетел с ней на дерево. Но майскому жуку и горя было мало. Он уселся высоко на дерево, покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть она и совсем не похожа на майского жука.”
В данном отрывке сказки Х.К. Андерсена упоминается один из героев этой сказки и несостоявшихся женихов Дюймовочки — майский жук. Выберите верное утверждение относительно отряда, к которому он относится:
  • Большинство представителей имеют грызущий ротовой аппарат.
  • Для насекомых данного отряда характерно неполное превращение.
  • Для личинок насекомых данного отряда характерен колюще-сосущий ротовой аппарат.
  • В данном отряде также можно встретить рыжего таракана.
Задание 10. У Вселенной тоже есть чувство юмора
У представителей какой группы животных сердце имеет только одно предсердие и один желудочек?
  • амфибии
  • рыбы
  • рептилии
  • птицы
Задание 11. Школьник на уроке биологии изучал планарию под микроскопом и не нашел у неё некоторых систем органов, которые есть у многих других животных. Что же у неё отсутствует?
  • кровеносная система
  • нервная система
  • пищеварительная система
  • органы чувств
Задание 12. У представителей какой группы позвоночных можно обнаружить позвонок, представленный на рисунке?
  • только у млекопитающих
  • у амфибий
  • у круглоротых (миксины, миноги)
  • у ланцетников
Задание 13. Конкуренция — любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование.
Что из перечисленного с наибольшей вероятностью усилит конкуренцию между членами популяции куропаток в данном районе?
  • увеличение количества пищевых ресурсов
  • увеличение количества хищников
  • увеличение скорости размножения
  • увеличение площади территорий
Задание 14. На графике представлены спектры поглощения пигментов, некоторые из которых характерных для одной из групп фотосинтезирующих эукариот. Эти организмы обладают особыми светособирающими комплексами, содержащими фикобилипротеины — фикоэритрин и фикоцианин.
Какие из утверждений о данных пигментах верные?
  • Пигментный состав позволяет красным водорослям жить на больших глубинах.
  • Фикоэритрин преимущественно поглощает свет в синей части спектра (450 нм).
  • Фикоцианин поглощает свет с меньшей длиной волны, чем фикоэритрин.
  • Фикобилипротеины расширяют диапазон поглощаемого света по сравнению с хлорофиллом.
  • Фикоцианин имеет максимум поглощения около 620 нм.

8 класс

Задание 1. Стажировка лаборанта Клеточкина
Ваш давний друг лаборант Клеточкин предложил Вам пройти стажировку в его лаборатории, но для этого придется разгадать одну его загадку.
“Чтоб изучить мое строение — возьми ты масло от светорассеяния”
  • колибри
  • кишечная палочка
  • живая активная Эвглена зеленая
  • рыжий таракан
Задание 2. Родственник вешенки
Какой организм из представленных на картинке является ближайшим родственником Ламинарии японской (Saccharina japonica)?
Задание 3. Грибная охота
В августе вы с лаборантом Клеточкиным отправились в лес на “грибную охоту”. И вдруг вместо грибов вы наткнулись на лишайники. А ведь грибы в составе лишайника…
  • имеют в клетках свои пластиды
  • конкурируют с мхами
  • синтезируют органику из углекислого газа
  • не могут фотосинтезировать
Задание 4. Грибная клетка
Лаборант Клеточкин решил подробнее изучить строение клетки гриба, который вы с ним нашли на грибной охоте заданием ранее. Выберите, какая характеристика НЕ может служить отличительным признаком эукариотической клетки:
  • наличие генетического материала
  • наличие ядерных пор
  • клетки могут делиться надвое
  • наличие митохондрий
Задание 5. Невероятные изменения
Ваш друг лаборант Клеточкин решил показать Вам свою коллекцию растений с метаморфизированными органами. Вы знаете, что у некоторых орхидных в коллекции Клеточкина Вы можете встретить следующее видоизменение корней:
  • дыхательные корни
  • корнеплоды
  • воздушные корни
  • контрактильные корни
Задание 6. Свойства растительных организмов
На картинке изображен представитель вымершего около 400 миллионов лет назад отдела растений. Про этот отдел справедливо утверждение:
  • Размножались посредством семян.
  • Являлись паразитическими растениями.
  • Имели полноценные полнофункциональные корни.
  • Это самые ранние известные сосудистые растения.
Задание 7. Срез репродуктивной структуры растения
На фотографии представлен поперечный срез репродуктивной структуры высшего растения. Какой группе организмов принадлежит данный объект?
  • зелёные водоросли
  • мохообразные
  • покрытосеменные
  • плауновидные
Задание 8. Такая разная зоология
Гнездовой паразитизм — интересный феномен, встречающийся у рыб, насекомых и птиц. Он заключается в том, что животные не выращивают потомство самостоятельно, а подкидывают яйца в чужие гнезда, таким образом перекладывая заботу об отпрысках на представителей другого вида. Какое эволюционное последствие может иметь гнездовой паразитизм для птиц-хозяев?
  • полное исчезновение вида-хозяина
  • увеличение размера собственных птенцов
  • переход на питание растительной пищей
  • развитие способности распознавать чужие яйца и птенцов
Задание 9. Рыбозмей
Перед Вами представитель рода Рыбозмеи (Ichthyophis). Выберите утверждение, которое относится к этому животному:
  • имеет трёхкамерное сердце
  • не имеет скелета
  • имеет тазовые почки
  • лёгкие у животного отсутствуют
Задание 10. Странный череп
Перед Вами ископаемые останки черепа животного, жившего в позднем меловом периоде на территории Северной Америки.
Выберите верное утверждение об этом животном:
  • Животное имело прыжку в передней конечности.
  • Животное имело ласты и хвостовой плавник.
  • Животное имело пятипалую переднюю конечность с кожистой мембраной.
  • Тело животного было полностью покрыто чешуей.
Задание 11. Исходя из знаний о фазах сердечного цикла, определите, на какой картинке изображена систола предсердий, а на какой – систола желудочков.
  • по картинкам невозможно определить фазу сердечного цикла
  • слева – систола предсердий, справа – систола желудочков
  • на обеих картинках – диастола
  • слева – систола желудочков, справа – систола предсердий
Задание 12. Как называется изменение преломляющей силы оптической системы глаза для ясного восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии?
  • осцилляция
  • фибрилляция
  • аккомодация
  • абляция
Задание 13. Вам стало интересно узнать, как различные удобрения в действительно “полевых” условиях могут влиять на урожай пшеницы. Вы разделили участок земли на четыре равных участка, после чего добавили азот и фосфор в нужных количествах на участок 1 (обозначен N и P) , добавили только азот на участок 2 (N), только фосфор на участок 3 (P), и ничего не добавили на четвертый участок. Каждый месяц после начала эксперимента вы оценивал биомассу каждого из четырех участков. График роста биомассы показан ниже. Выберите верное утверждение:
  • Представителям семейства Бобовые необходимо в среднем большее количество азотистых удобрений чем растениям других семейств покрытосеменных.
  • Азот, скорее всего, является более важным для роста и развития лимитирующим фактором – это можно понять по данным участков 2 и 3 в сравнении.
  • Пшеница, относящаяся к семейству Бобовые, в среднем использует меньше азотистых удобрений, чем другие растения – это отражено в диаграмме в данных участка 2.
  • Ни азот, ни фосфор не являются ограничивающими рост и развитие растений факторами – если смотреть на участок 1.

Часть ответов по ВсОШ публикуется бесплатно в нашем Telegram-канале: @shcolaotvet