01.10.2025 — ВСОШ СИРИУС Школьный этап по Физике: задания и ответы для 2 группы и Московской области
Авторские решения к этой работе доступны для покупки на нашем сайте:
Группа №2 включает регионы: Белгородская область (31), Брянская область (32), Владимирская область (33), Воронежская область (36), город Санкт-Петербург (78), Ивановская область (37), Калининградская область (39), Калужская область (40), Кировская область (43), Костромская область (44), Курская область (46), Ленинградская область (47), Липецкая область (48), Нижегородская область (52), Орловская область (57), Республика Марий Эл (12), Республика Мордовия (13), Республика Татарстан (16), Республика Чувашия (21), Рязанская область (62), Смоленская область (67), Тамбовская область (68), Тверская область (69), Тульская область (71), Ярославская область (76).
Рассмотрим задания и ответы по Физике для 7–11 классов:
Навигация
7 класс
Задание 1. Гудвин, Великий и Ужасный, демонстрирует жителям Изумрудного города огромный сплошной «золотой» куб. Длина ребра куба 2.9 фута. Гудвин заявляет, что куб сделан из чистого золота и имеет массу ровно 950 фунтов. Железный Дровосек сомневается в словах Гудвина и решает их проверить.
Он знает, что настоящий золотой кубик с ребром 11 дюйм имеет массу 0.7 фунта. Измерения параметров большого куба совпадают со словами Гудвина — ребро большого куба действительно 22 фута. Но зато масса куба оказалась другой -главные городские весы показали, что куб имеет массу 40 камней.
Считайте, что 11 камень =14 фунтов; 1 фут =12 дюймов

Выразите длину ребра большого куба в дюймах. Ответ округлите до целых.
Во сколько раз объём большого куба больше объёма маленького кубика? Ответ округлите до целых.
Ответ: 35 дюймов, в 32 раза
Насколько измеренная Железным Дровосеком масса большого куба отличается от заявленной Гудвином массы? Ответ выразите в фунтах, округлите до целых.
Ответ: 899 фунтов
Какую массу имел бы большой куб, если бы он действительно был золотым? Ответ выразите в фунтах, округлите до целых.
Ответ: 23 фунта
Какие предположения могли высказать жители о кубе Гудвина, не трогая его и не разрушая?
- Возможно, куб не сплошной (имеет полость внутри)
- Возможно, куб из золота, а Железный Дровосек посчитал неправильно
- Невозможно сделать какие‑либо предположения, не разрушая куб
Ответ: Возможно, куб не сплошной (имеет полость внутри)
Задание 2. Элли идёт в волшебных туфельках по тайной тропе к пещере Гингемы. Первые 1.4 км она шла со скоростью 2.7 км/ч, затем сделала привал на 30 минут. Следующие 4.5 км она преодолела за 45 минут и снова сделала остановку на 15 минут. Последние 4.8 км девочка прошла со скоростью, в 1.5 раза большей скорости на первом участке.
Сколько времени заняла у Элли вся дорога? Ответ выразите в минутах, округлите до целых.
Ответ: 192 минуты
Найдите среднюю скорость Элли в этом путешествии. Ответ выразите в км/ч, округлите до десятых.
Ответ: 192 минуты
Трусливый Лев стартовал на 1010 минут позже Элли и преодолел тот же путь без остановок с постоянной скоростью 3.2 км/ч. Кто добрался до пещеры Гингемы раньше — Лев или Элли?
- Лев
- Элли
- Одновременно
Элли начала движение в 08:00 Сколько часов и минут показывали часы, когда до пещеры добрался Трусливый Лев? Ответ запишите в формате ЧЧ:ММ.
Задание 3. После нескольких ураганов главная стена Изумрудного города оказалась повреждена. На схеме закрашены те участки стены, которые требуют ремонта. Известны следующие параметры: a=4.6, b=0.8, c=2м, d=4 м. Толщина стены составляет 41 см, а повреждённые участки заменяются полностью.

Для ремонта планируется использовать: каменные блоки размерами 25 см на 40 см на 10 см, причём 1 м3 такого блока имеет массу 2900 кг; цементный раствор, 1 м3 которого имеет массу 1800 кг.
При ремонте важно соблюдать технологию и соотношение материалов: 85 % по объёму — блоки, 15 % — цементный раствор.
Блоки доставляют на телегах грузоподъёмностью 1.5 тонны со скоростью 6 км/ч из каменоломни, расположенной в 3 милях от города (11 миля =1.61 км).
Чему равен параметр f на рисунке? Ответ выразите в метрах, округлите до десятых.
Найдите площадь повреждённых участков. Ответ выразите в квадратных метрах, округлите до сотых.
Площадь участка слева:
Площадь участка справа:
Сколько каменных блоков понадобится для ремонта обоих участков? Считайте, что блоки при ремонте можно произвольным образом дробить на куски. Ответ округлите до целых.
Сколько рейсов нужно сделать телеге для доставки каменных блоков?
Какое расстояние придётся проехать телеге, доставляющей блоки из каменоломни, чтобы привезти необходимое количество материала для ремонта стены? Считайте, что перед первым рейсом телега стояла у ремонтируемой стены Изумрудного города. Ответ выразите в километрах, округлите до целых.
Сколько времени в общей сложности будет двигаться телега в процессе доставки всех блоков? Ответ выразите в часах, округлите до целых.
8 класс
Задание 1. Населённые пункты А и Б соединяет прямолинейный участок дороги. Из пунктов А и Б одновременно навстречу друг другу выехали автобус и легковой автомобиль. Скорость автомобиля υ=80 км/ч. На рисунке изображён график зависимости расстояния S между транспортными средствами от времени t, начиная с момента выезда

Чему равно расстояние между пунктами А и Б? Ответ выразите в километрах, округлите до целых.
Ответ: 60 км
Через какое время от момента выезда произошла встреча автомобиля и автобуса? Ответ выразите в часах, округлите до десятых.
Ответ: 0,5 часа
Чему равна скорость сближения автомобиля и автобуса? Ответ выразите в км/ч, округлите до целых.
Ответ: 120 км/ч
Чему равна скорость υ2 автобуса? Ответ выразите в км/ч, округлите до целых.
Ответ: 40 км/ч
Сколько времени автомобиль проведёт в пути от Б до А? Ответ выразите в часах, округлите до десятых.
Ответ: 0,8 ч
Сколько времени автобус проведёт в пути от А до Б? Ответ выразите в часах, округлите до десятых.
Ответ: 1,5 ч
Задание 2. Юрий сконструировал бицилиндрический сосуд. Он склеил донца двух цилиндрических сосудов разной высоты (H1=33 см, H2=23 см) и разной площади дна (S1=13 см2 и S2=10 см2) и начал наливать воду во внутренний сосуд. Расход воды (объём воды, добавляемой в сосуд за единицу времени) равен μ=6 л/мин. Оказалось, что на середине высоты внутреннего цилиндрического сосуда (H3=20 см) имеется небольшое отверстие. Ускорение свободного падения g=10 Н/кг. Плотность воды ρ=1 г/см3

Примечание: объём цилиндра можно вычислить по формуле
V=S⋅H
где S- площадь основания цилиндра, H — высота цилиндра.
Сколько воды наливается во внутренний цилиндр за 1 секунду? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.
Ответ: за 11-ю секунду наливается 100 мл воды
Через какой промежуток времени от начала наливания воды уровень воды достигнет отверстия в стенке внутреннего цилиндра? Ответ выразите в секундах, округлите до десятых.
Ответ: 2,6 секунды
Через какой промежуток времени от начала наливания воды она начнёт переливаться через край внешнего цилиндра? Ответ выразите в секундах, округлите до десятых.
Определите давление воды на дно внутреннего цилиндра к концу второй секунды. Ответ выразите в килопаскалях, округлите до десятых.
Определите давление воды на дно внутреннего цилиндра к концу двенадцатой секунды. Ответ выразите в килопаскалях, округлите до десятых.
Определите давление воды на дно внутреннего цилиндра к концу первой минуты. Ответ выразите в килопаскалях, округлите до десятых.
Задание 3. Чтобы уравновесить однородный рычаг массой M=3000 г, Виталий использовал идеальный невесомый блок, невесомую нить и груз массой m

Ускорение свободного падения g=10 Н/кг.
Найдите указанные величины.

9 класс
Задание 1. Дан график зависимости проекции Vx скорости частицы, двигавшейся вдоль прямой Ox, от времени t

Считая τ=6с и V0=3 м/с, ответьте на вопросы.
В какой момент времени частица изменила направление движения?
- 2 c
- 3 c
- 6 c
- 8 c
В какой момент времени после начала движения перемещение частицы стало равным нулю?
- 1 c
- 6 c
- 7 c
- 8 c
Определите максимальную скорость частицы. Ответ выразите в м/с, округлите до целых.
Определите путь частицы за время от 0 до 3τ. Ответ выразите в метрах, округлите до целых.
Определите модуль перемещения частицы за время от 0 до 3τ. Ответ выразите в метрах, округлите до целых.
В какой момент времени была пройдена половина пути за время от 0 до 5τ? Ответ выразите в секундах, округлите до сотых.
Задание 2. Электрическая цепь, схема которой показана на рисунке, подключена к источнику постоянного напряжения U0=36 В

В составе цепи есть два резистора R1 и R2. Также в цепи есть точки A и B для подключения дополнительных элементов.
Если к точкам A и B подключить идеальный амперметр, то он покажет I1=18 мА. Определите сопротивление резистора R1. Ответ выразите в килоомах, округлите до целых.
К точкам A и B подключили перемычку. Определите тепловую мощность, выделяющуюся на резисторе R1. Ответ выразите в милливаттах, округлите до целых.
Если к точкам A и B подключить идеальный вольтметр, то он покажет U2=2 В. Определите отношение R1/R2.
К точкам A и B ничего не подключили. Определите тепловую мощность, выделяющуюся на резисторе R1. Ответ выразите в милливаттах, округлите до целых.
Определите максимально возможный ток через резистор R1 в цепи. К точкам A и B можно подключить любой элемент, кроме источника энергии. Ответ выразите в миллиамперах, округлите до целых.
Задание 3. Находящаяся в равновесии система состоит из однородного горизонтального рычага массой m=4 кг и двух грузов массой 2m и M=0.6 кг

Все эти тела соединены между собой блоком и невесомыми нитями, свободные участки которых вертикальны. Трения в системе нет. Ускорение свободного падения g=10 м/с2.
Определите силу натяжения нитей. Ответ выразите в ньютонах, округлите до целых.

Определите массу блока. Ответ выразите в килограммах, округлите до десятых.
10 класс
Задание 1. Брусок располагается на гладкой очень длинной наклонной поверхности и удерживается на месте. Угол наклона поверхности к горизонту α=20∘. Масса бруска m=3 кг. В момент времени t=0 с брусок отпускают и при этом к нему прикладывают силу, которая направлена вверх параллельно наклонной плоскости. Зависимость модуля силы от времени описывается формулой F=βt, где β=0.3 Н/с. Ускорение свободного падения примите равным g=10 м/с2.

Как будет двигаться брусок сразу после того, как его отпустят?
- Двигаться вниз по плоскости с постоянной скоростью
- Продолжит стоять на месте; его ускорение равно нулю
- Двигаться с ускорением вниз по плоскости
- Двигаться с ускорением вверх по плоскости
Определите ускорение бруска в начальный момент времени. Ответ выразите в м/с2, округлите до целых.
В какой момент времени ускорение бруска станет равным нулю? Ответ выразите в секундах, округлите до целых.
В какой момент времени брусок остановится? Ответ выразите в секундах, округлите до целых.
Задание 2. В конце рабочего дня наружные поверхности вагонов метро обязательно моют в автоматическом режиме. Один из школьников в рамках проекта «Сириус.Лето» предложил следующий способ очистки окон вагона.
Окна имеют прямоугольную форму и размеры a=120 см, b=105 см. Протирают окно при помощи механического манипулятора, который прижимает к стеклу прямоугольную губку размерами c=20 см и d=35 см, а затем перемещает её в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Пусть вагон движется со скоростью U=0.5 м/с. Манипулятор начинает протирать стекло, прижав губку к верхнему левому углу стекла и двигая её в горизонтальном направлении в сторону движения вагона со скоростью u=1.2 м/с относительно поверхности Земли. Достигнув противоположного края окна, манипулятор перемещает губку так, что относительно окна она смещается вниз вдоль вертикальной стороны окна на расстояние d, двигаясь со скоростью uy=0.2 м/с относительно окна.
После этого манипулятор перемещает губку в горизонтальном направлении со скоростью u относительно поверхности Земли, но уже в направлении, противоположном движению вагона. Эти манипуляции продолжаются до тех пор, пока окно не будет полностью протёрто.
Сколько горизонтальных проходов должна совершить губка для полной очистки окна? Смена направления движения губки на противоположное считается началом нового прохода.
За какое время губка достигнет противоположного края окна в первый раз? Ответ выразите в секундах, округлите до сотых.
Сколько времени занимает один проход губки от правого края окна к левому? Ответ выразите в секундах, округлите до сотых.
На какое расстояние сместится вагон относительно Земли за время очистки окна? Ответ выразите в метрах, округлите до десятых.
На какое расстояние сместится губка по горизонтали относительно Земли за время очистки окна? Ответ выразите в метрах, округлите до десятых.
С какой скоростью движется губка относительно Земли при её смещении вниз относительно вертикальной стороны окна? Ответ выразите в м/с, округлите до сотых.
Задание 3. Парогенератор — устройство, создающее пар за счёт нагрева воды. В парогенераторе вода из встроенного резервуара подаётся в небольшую камеру нагрева, где нагревается электрическим нагревателем до 100 ∘C и затем начинает испаряться.

При этом на место испарившейся воды непрерывно подаётся новая из встроенного резервуара. Считайте, что вся электрическая энергия идёт только на нагрев и испарение воды, при этом температура воды в резервуаре не изменяется. Начальная температура воды равна 25 ∘C. Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг ⋅∘C), плотность — 1000 кг/м3. Удельная теплота парообразования — 2.26 МДж/кг. Температура пара на выходе из парогенератора 100 ∘C.
В таблице даны основные характеристики парогенератора, заявленные производителем.

Какой ток протекает по проводу, когда парогенератор работает на полную мощность? Ответ выразите в амперах, округлите до десятых.
На какое время непрерывной работы рассчитана одна заправка парогенератора? Ответ выразите в минутах, округлите до десятых.
Напряжение в сети упало до 180 В. Чему стала равна электрическая мощность, потребляемая парогенератором? Ответ выразите в киловаттах, округлите до сотых.
Как показывает практика, при работе парогенератора из него вылетает не только пар (отдельные молекулы воды), но и мелкие капли воды диаметром менее 0.1 мм. При этом можно пренебречь затратами энергии на превращение воды в маленькие капельки и считать, что энергия используется только на нагрев всего объёма воды и испарение некоторой её части.
Какую мощность потреблял бы парогенератор в идеальном случае (вся электрическая энергия идёт на нагрев и полное испарение воды), чтобы непрерывно генерировать только пар (без капелек воды) с указанной производительностью? Ответ выразите в киловаттах, округлите до сотых.
Вся энергия, потребляемая парогенератором с характеристиками, указанными в таблице, идёт на нагрев воды и превращение её части в пар. Чему равна массовая доля воды в каплях? Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Сколько воды помещается в камеру нагрева парогенератора? Считайте, что производитель правильно указал мощность парогенератора и время разогрева воды от начальной температуры до температуры рабочего режима (начала подачи пара). Ответ выразите в граммах, округлите до целых.
11 класс
Задание 1. Система из двух связанных нитью брусков и блока приводится в движение постоянной силой F, которая приложена к блоку. Масса верхнего бруска m1, нижнего — m2. Коэффициент трения между брусками μ, трение между нижним бруском и полом отсутствует. Оба участка нити между блоком и брусками горизонтальны. Нить невесомая и нерастяжимая, блок идеальный. Ускорение свободного падения g=10 м/с2.

При некотором значении F бруски движутся как единое целое. Как направлены при этом силы трения, действующие на бруски?

m1=1.5 кг, m2=0.5m кг, μ=0.3, F=4 Н. Определите силу натяжения нити. Ответ выразите в ньютонах, округлите до десятых.
m1=1.5 кг, m2=0.5 кг, μ=0.3, F=4 Н. Определите ускорение нижнего груза. Ответ выразите в м/с2, округлите до десятых.
m1=1.5 кг, m2=0.5 кг, μ=0.3. При каком минимальном значении F грузы начнут проскальзывать относительно друг друга? Ответ выразите в ньютонах, округлите до десятых.
Задание 2. Два одинаковых вертикально расположенных цилиндра с площадью S=180 см2 внизу соединены трубочкой пренебрежимо малого объёма, на которой установлен вентиль. В нижней части цилиндров под невесомыми поршнями, которые могут перемещаться без трения, находится азот, в верхней части цилиндров — вакуум.
Между поршнями и верхними частями цилиндров установлены две одинаковые пружины с коэффициентами жёсткости k=6000 Н/м, длина которых в недеформированном состоянии равна высоте цилиндров H=50 см. Первоначально вентиль закрыт, поршни располагаются от нижних оснований цилиндров на расстоянии h1=30 см для первого и на расстоянии h2=40 см для второго. Температура в системе поддерживается постоянной и равна T=300T К. Универсальная газовая постоянная R=8.3 Дж/(К-моль), молярная масса азота M=28 г/моль.

Определите суммарную массу азота в обоих цилиндрах. Ответ выразите в граммах, округлите до десятых.
На какое расстояние переместится поршень в первом цилиндре, если температуру в системе увеличить в 1.5 раза? Ответ выразите в сантиметрах, округлите до десятых.
Вентиль открывают. Как будут двигаться поршни?

На какое расстояние переместится поршень в первом цилиндре после открытия вентиля? Ответ выразите в сантиметрах, округлите до десятых. Если поршень смещается вниз, смещение считается отрицательным, если вверх — положительным. Если поршень остаётся неподвижным, в ответ запишите 0.
Задание 3. Представленная схема содержит источник с ЭДС E и внутренним сопротивлением r, переменный резистор R, идеальные амперметр и вольтметр, ключ.

Ключ K замкнули. Как изменяются показания амперметра, вольтметра и мощность, выделяющаяся на резисторе, при увеличении сопротивления резистора R от 0 до максимального значения? При ответе на данный вопрос считайте R>r


При разомкнутом ключе вольтметр показывает 6 В, а при замкнутом ключе — 5 В. Определите отношение сопротивления резистора R к внутреннему сопротивлению источника rr. Ответ округлите до десятых.
При разомкнутом ключе вольтметр показывает 6 В, при замкнутом ключе вольтметр показывает 5 В, а амперметр — 3 А. Определите показания амперметра при замкнутом ключе и сопротивлении резистора R=0 (ток короткого замыкания). Ответ выразите в амперах, округлите до десятых.
В этой же схеме заменили источник на другой, с иными характеристиками. Оказалось, что при двух различных сопротивлениях резистора R1=4 Ом и R2=9 Ом на этих резисторах выделяется одинаковая мощность. Определите внутреннее сопротивление нового источника. Ответ выразите в омах, округлите до десятых.
Часть ответов по ВсОШ публикуется бесплатно в нашем Telegram-канале: @shcolaotvet